Реализация товаров бюджетным организациям

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реализация товаров бюджетным организациям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Доход, образованный вследствие оказания услуг, поступает в пользование самого субъекта на основании пункта 3 статьи 298 ГК РФ. Полученный доход направляется на исполнение плана хозяйственной работы. Однако это только рекомендация. Порядок расходования определяется субъектом самостоятельно, так как направления трат не оговорены в законе. Направить средства на совершение крупной сделки можно только с согласия учредителя. Крупной признается сделка, стоимость которой больше 10% балансовой стоимости активов. Стоимость активов определяется на основании бухгалтерской отчетности.

Правила оказания платных услуг.

Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Поэтому предоставление услуг на платной основе в основном соответствует деятельности, которой занимается данное учреждение. К таковым относятся:

  • образовательные и медицинские услуги;

  • социальные услуги;

  • гостиничные услуги;

  • консультационные услуги;

  • издательская деятельность;

  • деятельность, связанная с торговлей;

  • предоставлением услуг общественного питания.

Согласно ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ. В частности, соответствующие документы разработаны в отношении:

  • платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 706));

  • услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»);

  • платных ветеринарных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»);

  • гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»);

  • платных медицинских услуг (Постановлением от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 1006)).

В каком порядке бюджетное учреждение получает средства за оказания платных услуг

В соответствии п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях порядок определения платы за основные платные услуги, оказываемые бюджетными и автономными учреждениями, устанавливается учредителем, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Для учреждений, которые являются органами местного самоуправления и в силу необходимости осуществляют приносящую доход деятельность, порядок определения размера платы за оказание платных услуг (работ), устанавливается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, это напрямую следует из ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010
№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Отсылка к данному праву есть и в п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где сказано, что установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, также отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Неосновные платные услуги, в свою очередь, не относятся уставом к основным видам деятельности учреждения. При этом бюджетное или автономное учреждение вправе оказывать (выполнять) их для достижения целей, ради которых это учреждение создано.

В отличие от основных, размер платы за неосновные платные услуги или работы учреждение вправе устанавливать самостоятельно.

Предполагается, что если бюджетное учреждение добросовестно выполняет задачи в соответствии с уставом, указаниями и поручениями учредителя, при этом финансирования в виде субсидий на такие расходы не получает, то все отношения с юридическими лицами в данном виде деятельности устанавливаются в соответствии с ГК РФ на основе договорных отношений, то есть услуга (работа) предоставляется за плату.

Распоряжение прибылью

Заключительным этапом процедуры оказания платных услуг является получение прибыли и распоряжение ею. В данной статье коснемся только порядка распоряжения прибылью для бюджетных и автономных учреждений.

Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ, прибыль, полученная бюджетными и автономными учреждениями от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания основных и неосновных платных услуг), поступает в самостоятельное распоряжение этих учреждений. При этом у учреждений есть обязательство по расходованию таких поступлений исключительно в соответствии с утвержденным Планом финансово-хозяйственной деятельности. С учетом того, что порядок расходования средств от приносящей доход деятельности не устанавливается правовыми актами субъектов РФ или муниципальных образований, учреждение вправе самостоятельно определить такой порядок.

Важно помнить, что если основные платные услуги в установленных федеральными законами случаях включаются в государственное (муниципальное) задание, то размер субсидии на государственное (муниципальное) задание следует уменьшать на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ), как сказано в Письме Минфина № 12-08-06/44036.

При этом даже в случае оказания платных услуг в рамках государственного (муниципального) задания, поступления от приносящей доход деятельности не являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Руководители бюджетных и автономных учреждений пригодится следующая информация – в случае, если планируется крупная сделка с привлечением средств, полученных от приносящей доход деятельности, то такая операция может быть совершена учреждением только по предварительному согласованию учредителя, согласно п. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях 12.01.1996 № 7-ФЗ.

В данном законе также есть определение крупной сделки – крупной считается сделка, цена которой превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Вопрос-ответ по 223-ФЗ

Вопрос: Может ли бюджетное учреждение руководствоваться положениями Федерального закона № 223-ФЗ, если финансирование закупки планируется осуществить за счет средств субсидий и средств, полученных от приносящей доход деятельности средств («смешанное» финансирование)?

Ответ: В случае, если закупка бюджетным учреждением финансируется полностью или частично за счет средств субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то такая закупка должна проводиться в соответствии с нормами Федерального закона № 44-ФЗ.

Применение норм Федерального закона № 223-ФЗ в данном случае недопустимо (часть 1 статьи 15 Федерального закона № 44-ФЗ).

Вопрос: Будет ли являться закупкой, осуществляемой в соответствии с требованиями Федерального закона № 223-ФЗ, заключение договора аренды заказчиком в качестве арендодателя?

Ответ: Как отмечалось в письмах ФАС России от 01.08.2014 г. № АД/30947/14, Минэкономразвития России от 06.03.2017 г. № ОГ-Д28-2586, от 15.06.2016 г. № Д28и-1491, перечень отношений, на которые Федеральный закон № 223-ФЗ не распространяется, определен в части 4 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ, и в него не включены арендные отношения, в связи с чем закупка услуг по аренде имущества будет являться закупкой, осуществляемой в соответствии с требованиями Федерального закона № 223-ФЗ.

При этом в соответствии с пунктом 3 части 15 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.

Вопрос: Вправе ли участники, участвующие в закупках по Федеральному закону № 223-ФЗ, для защиты своих прав использовать ГИС «Независимый регистратор» по аналогии с тем, как используют его участники закупок по Федеральному закону № 44-ФЗ?

Ответ: ГИС «Независимый регистратор» обеспечивает видеофиксацию всех действий участников закупок, осуществляемых на электронных площадках, при проведении электронных закупок в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, а также электронных закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства, проводимых в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.

В этой связи ФАС России в письме от 25.02.2019 г. № МЕ/13989/19 г. рекомендовала участникам закупок при участии в электронных процедурах пользоваться ГИС «Независимый регистратор» для защиты своих прав и законных интересов, например, в случае обжалования действия (бездействия) оператора электронной площадки при подаче заявок и ценовых предложений, заключении контракта.

Вопрос: Обязан ли заказчик размещать в ЕИС информацию о закупке услуг по открытию и ведению счетов организации?

Читайте также:  Может ли одинокая женщина усыновить ребенка

Ответ: В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ заказчик, если его положением о закупке не предусмотрено иное, вправе не размещать в ЕИС сведения о процедурах по закупкам следующих услуг:

– услуги по вкладам, включая размещение депозитных вкладов;

– услуги по получению кредитов и займов;

– услуги по доверительному управлению имуществом, в том числе денежными средствами;

– услуги по выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

– услуги по открытию и ведению счетов, включая аккредитивы;

– брокерские услуги;

– услуги депозитариев.

Вопрос: Увеличился ли с 01.01.2020 г. объем закупок, который заказчики должны осуществлять у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП)?

Ответ: В связи с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.08.2019 г. № 1001 в постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 г. № 1352, с 01.01.2020 г. годовой объем планируемых закупок, участниками которых являются только СМСП, должен составлять не менее 18% совокупного годового стоимостного объема планируемых закупок.

Объем договоров, заключенных по результатам всех закупок у СМСП, должен составить 20%.

Напоминаем, что в случае невыполнения данной обязанности заказчику придется с 01.02.2020 г. и до конца года, следующего за прошедшим (когда было допущено нарушение), при осуществлении закупок применять нормы Закона № 44-ФЗ в части, предусмотренной частью 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Вопрос: Вправе ли заказчик отменить конкурентную закупку после окончания срока подачи заявок?

Ответ: По общему правилу части 5 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ конкурентную закупку можно отменить до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в ней.

По истечении этого срока отмена возможна только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (часть 7 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ).

В этом случае такая отмена допустима до заключения договора.

Вопрос: Вправе ли заказчик в документации установить запрет на привлечение субподрядчиков (соисполнителей)?

Ответ: Как отмечено в пункте 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 г., установление требований о выполнении контракта лично, без привлечения субподрядчиков, отвечающих потребностям и интересам заказчика, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Условие выполнения работ, являющихся предметом закупки, собственными силами может рассматриваться как нарушающее законодательство, если будет доказано, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту.

В то же время, существует практика антимонопольных органов признания содержащихся в документации о закупке и проекте договора условий о запрете или ограничении привлечения субподрядчиков (соисполнителей), например, в решении ФАС России от 14.12.2018 г. № 223ФЗ-944/18 указано, что «запрет привлечения третьих лиц является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору, что ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления Заказчика».

С учетом изложенного, в целях сокращения рисков рекомендуется устанавливать ограничения на привлечение субподрядчиков только в случае, если заказчик может подтвердить необходимость такого ограничения своей объективной потребностью с учетом специфики закупаемых работ, услуг.

Вопрос: Распространяется ли на участников закупок, осуществляемых в рамках Закона № 223-ФЗ, обязанность с 01.01.2020 г. проходить регистрацию в ЕИС (по аналогии с Законом о контрактной системе)?

Ответ: Согласно части 18 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ для участия в конкурентной закупке, которая проводится только для лиц из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) участники получают аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном Законом о контрактной системе.

С 01.01.2020 г. для участия в таких конкурентных закупках участникам необходимо в обязательном порядке пройти регистрацию в ЕИС (после чего сведения об участнике включаются в единый реестр участников закупок – ЕРУЗ).

О данном условии было также указано в письме Федерального казначейства от 13.11.2019 г. № 07-04-05/14-24182.

Для других процедур закупок (без ограничения участия), осуществляемых в соответствии с Законом № 223-ФЗ, условие об обязательной регистрации в ЕИС в настоящее время не установлено.

Обоснование показателей по доходам

Субсидии на выполнение государственного задания, осуществление капвложений в госсобственность и на иные цели, гранты в форме субсидий не нуждаются в обоснованиях. Размер этих поступлений определяется учредителем и включается в план ФХД на основании соглашений.

Бюджетные и автономные учреждения должны выполнить расчёты по следующим видам доходов:

— от оказания услуг и выполнения работ;

— от использования собственности;

— от операций с активами;

— полученных в виде штрафов, пени, неустойки, в том числе за нарушение контрагентами условий контрактов;

— полученных в виде возмещения ущерба;

— полученных в виде безвозмездных денежных поступлений;

— полученных в виде процентов, начисленных на остатки по счетам в кредитных организациях;

— от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и пр.

Доход от оказанных платных услуг определяется с учётом их годового объемна и плановой себестоимости.

При обосновании доходов от операций с активами учитывается стоимость

— подлежащих реализации неиспользуемого имущества, невозвратной тары;

— полученных в результате списания НФА лома черных и цветных металлов, утиля и др.

Когда можно не применять нормы Закона о контрактной системе?

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о контрактной системе данный Закон не применяется к отношениям, связанным:

  • с оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры;
  • с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите в соответствии с Федеральными законами от 20.08.2004 N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
  • с закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
  • с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с УПК РФ либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с ГПК РФ;
  • с привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Также отметим, что, по мнению Минэкономразвития России и ФАС России, высказанному в Письме от 05.03.2014 N 4332-ЕЕ/Д28и/АЦ/7864/14 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства» положения Закона о контрактной системе не применяются к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства.

Кроме того, особенности проведения закупок бюджетными учреждениями установлены ст. 15 Закона о контрактной системе. Согласно данной статье бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Читайте также:  Обнародован полный список точек по продлению ЕСПБ в Ленобласти

Бюджетные учреждения вправе не применять положения Закона о контрактной системе:

  • в отношении грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  • когда выступают в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  • в отношении средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Для того чтобы бюджетные учреждения могли не применять Закон о контрактной системе в перечисленных выше случаях, им нужно разработать положение о закупках в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон N 223-ФЗ) и разместить его до начала года в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В этом случае в отношении организации закупок за счет вышеперечисленных средств бюджетное учреждение будет руководствоваться этим положением. Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок, в соответствии с разработанным и размещенным на официальном сайте положением о закупках или Законом о контрактной системе, не может быть изменено в текущем году.

Следование определенным принципам

При осуществлении закупок бюджетное учреждение должно руководствоваться следующими принципами:

— информационная открытость закупки;

— равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (например, нарушением этого принципа может быть недопущение к участию в закупке индивидуальных предпринимателей);

— целевое и экономически эффективное расходование денежных средств (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (примером нарушения этого принципа может быть закупка каких-то товаров, назначение и характеристики которых не связаны напрямую с осуществлением уставной деятельности учреждений, — скажем, закупка кресел из крокодиловой кожи);

— отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (например, если от участников закупки требуется, чтобы они обладали «деловой репутацией», и нет каких-либо уточнений, что подразумевается под этим понятием, то данное требование может считаться неизмеряемым).

В соответствии с Законом N 223-ФЗ извещение о закупке, размещаемое на официальном сайте, должно содержать:

1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

7) место и дату рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Комментарий к ст. 72 БК РФ

Комментируемая статья является системообразующей для всей системы государственных и муниципальных закупок.

Отношения, связанные с заключением и исполнением гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также заключаемых бюджетными учреждениями, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).

Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) регулируются закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями, а также бюджетными учреждениями при наличии положений о закупке, размещенных в установленном порядке в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при осуществлении закупок:

а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Постановлением Правительства РФ от 26.11.2013 N 1071 утверждены Правила принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд и концессионных соглашений, концедентом по которым выступает Российская Федерация, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Внимание!

Получатели бюджетных средств вправе заключать в установленном порядке государственные контракты на срок, превышающий финансовый год (с учетом положений пункта 3 комментируемой статьи), с оплатой обязательств, вытекающих из указанных государственных контрактов, в соответствующем финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных получателям бюджетных средств на указанный финансовый год.

Такая позиция закреплена в письме Минфина России от 29.08.2014 N 02-01-10/43351 и объясняется следующим.

В соответствии с положениями статьи 21 Закона N 44-ФЗ планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

Исходя из положений статьи 17 Закона N 44-ФЗ планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 указанного Закона, на срок, соответствующий сроку действия закона (решения) о бюджете.

Кроме того, в соответствии с положениями части 9 статьи 21 Закона N 44-ФЗ в случае, если установленный с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в план-график также включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график.

КОСГУ для продукции, товаров

По каким подстатьям статей 340, 440 КОСГУ отражать поступление и выбытие товаров и продукции, например, являющихся для покупателей основными средствами?

В нормативных документах, методических рекомендациях по применению КОСГУ и письмах Минфина России в настоящий момент данный вопрос не разъяснен.

Есть две позиции:

  • для продавца вся реализуемая продукция и товары – это товар, поэтому их следует отражать по подстатье КОСГУ 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»;
  • подстатья КОСГУ определяется по виду материального запаса.

Формирование КПС по счетам учета НФА

Разъясните применение полного КПС для всех типов учреждений по нефинансовым активам в текущем году (в свете действия 209н).

КПС (классификационный признак счета) – разряды 1-17 номера счета.

Формированию КПС по счетам учета НФА посвящены отдельные абзацы в преамбулах Инструкций по применению планов счетов.

Читайте также:  Временная регистрация. Страхи арендодателей

Согласно пункту 2 Инструкции № 162н: в разрядах с 1 по 17 номера счета синтетического учета Рабочего плана счетов отражаются нули, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией (абзац введен Приказом Минфина России от 30.11.2015 N 184н).

По счетам аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», за исключением счетов аналитического учета счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010700000 «Нефинансовые активы в пути», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», а также по счету 020135000 «Денежные документы» и по корреспондирующим с ними счетам 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» (0 401 20 240, 0 401 20 250, 0 401 20 270, 0401 20 280), 030404000 «Внутриведомственные расчеты» в 5 — 17 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества.

Аналогичное положение приведено в пункте 2.1 Инструкции № 174н: «По счетам аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», за исключением счетов аналитического учета счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010700000 «Нефинансовые активы в пути», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», а также по счету 020135000 «Денежные документы» и по корреспондирующим с ними счетам 040120200 «Расходы текущего финансового года» (0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270) в 5 — 17 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств. По счету 421006000 «Расчеты с учредителем» и корреспондирующим с ним счетом 040110172 «Доходы от операций с активами» в 1 — 17 разрядах номеров счетов отражаются нули.»

То есть в разрядах 1 — 17 номеров счетов учета НФА указываются только раздел и подраздел.

Возможно, вас смутил текст пункта 8 Инструкции № 174н: «8. Для ведения бухгалтерского учета объектов основных средств бюджетного учреждения применяются счета аналитического учета счета 010100000 «Основные средства», предусмотренные Приложением N 1 к настоящему Приказу, с указанием в 1 — 17 разрядах номера счета, соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации, в 24 — 26 разрядах номера счета подстатьи КОСГУ , соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета).»

Данный текст не входит в противоречие с пунктом 2.1 Инструкции № 174н:

  • в 1-4 разрядах номеров счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010700000 «Нефинансовые активы в пути», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» указывается раздел, подраздел,
  • в 5-14 разрядах — отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения;
  • в 15-17 разрядах номера счета — код вида расходов.
  • По остальным счетам 010100000 «Основные средства» в 1 — 17 разрядах номера счета указываются только раздел и подраздел.

Нецелевое и неэффективное использование средств на командировки

Отметим три наиболее важных вывода:

— оплату командировочных расходов в случае, когда работник заключил договор на обучение от своего имени, нельзя признать нецелевым использованием бюджетных средств, если не было спора о составе этих расходов (Определение Верховного Суда РФ от 13.12.2019 N 303-ЭС19-24768 по делу N А73-524/2019);

— даже если сотрудник госоргана отправился в командировку без вызова вышестоящего органа, это не означает, что субвенция необоснованно потрачена на поездку. В судебном споре госорган смог доказать, что командировка была объективно необходима (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.04.2019 N Ф03-1562/2019 по делу N А04-3718/2018);

— приобретение невозвратных билетов не является неправомерным расходованием средств бюджета, если невозможность использовать авиабилет или вернуть деньги по нему не обусловлена действиями либо бездействием учреждения (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019 N 05АП-1363/2019 по делу N А24-5368/2018). Апелляционный суд установил, что невозвратный авиабилет был приобретен при отсутствии альтернативных тарифных планов. Это подтверждено справками ПАО «Аэрофлот».

Кассация согласилась с выводом нижестоящего суда (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.06.2019 N Ф03-2145/2019 по делу N А24-5368/2018).

Заказчики – федеральные органы исполнительной власти, федеральные бюджетные / автономные учреждения
Дата размещения в ЕИС извещения, направления приглашения (для закрытых закупок), заключения контракта с единственным поставщиком
с 01.01.2022 по 30.04.2022 включительно с 01.05.2022 по 30.06.2022 с 01.07.2022
общий случай не более 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч.13.1 ст.34 Закона №44-ФЗ) не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч.13.1 ст.34 Закона №44-ФЗ)

Исключения:

оформление документа о приемке осуществляется без использования ЕИС не более 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (п.2 ч.13.1 ст.34 Закона №44-ФЗ)
расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению не более 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (п.3 ч.13.1 ст.34 Закона №44-ФЗ)
контракт заключен по результатам определения поставщика в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона №44-ФЗ не более 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч.8 ст.30 Закона №44-ФЗ) не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке(с 01.05.2022г. ч.8 ст.30 Закона №44-ФЗ признана утратившей силу (подпункт “б” п.6 ст.2 Закона №104-ФЗ))

Оформление изменений по предоплате в 2022 году

В 2022 году заказчики вправе в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ внести по соглашению сторон в заключённые до дня вступления в силу постановления № 505 договоры (государственные контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) изменения в части увеличения предусмотренных ими размеров авансовых платежей до размеров, определённых в этом постановлении, с соблюдением размера ОИК, устанавливаемого в соответствии с частью 6 статьи 96 44-ФЗ.

В соответствии с разъяснениями Минфина России от 27.04.2022 в контрактах, заключённых до 30 марта 2022 года, могут устанавливаться авансовые платежи, которые при их заключении предусмотрены не были. При этом в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ внесение изменений в контракт в части увеличения размера аванса в отсутствие обстоятельств, влекущих невозможность исполнения такого контракта (или в отсутствие документов, подтверждающих такие обстоятельства), не допускается.

Авансирование по 223-ФЗ

В Федеральном законе № 223-ФЗ отсутствуют нормы, непосредственно касающиеся авансирования. В связи с этим в качестве нормативной базы заказчикам следует использовать положения Гражданского кодекса РФ.

Как правило, порядок авансирования излагается заказчиком в Положении о закупках, а также в проекте договора с поставщиком. При проведении торгов по 223-ФЗ решение об участии поставщики нередко принимают исходя из размера предоплаты. Как и в случае с закупками по 44-ФЗ, размер аванса непосредственно влияет на обеспечение исполнения договора. Заказчики по 223-ФЗ также предусматривают условие, что обеспечение исполнения договора не может быть меньше аванса.

Ограничения по размеру предоплаты для заказчиков, осуществляющих закупки по 223-ФЗ, не предусмотрены, за исключением закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП) в соответствии с подпунктом Б пункта 4 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, и заключении договора с СМСП — участниками программы партнёрства.

В соответствии с п.17 Положения в этих случаях заказчиком может быть установлено авансирование в размере не менее 30 процентов суммы договора.

Условия авансирования контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ применяются на усмотрение с учётом норм Гражданского Кодекса РФ и бюджетного законодательства.

При этом выплачивать аванс можно как полностью, так и частично. Для предоплаты по некоторым видам товаров, работ или услуг есть ограничения.

Для нарушителей условий контракта, которые получили аванс, законодательством предусмотрены меры ответственности, но заказчик для снижения рисков может потребовать от исполнителя банковские гарантии.

Правила, действовавшие для авансирования контрактов по 44-ФЗ, изменились в 2022 году, поэтому заказчикам и исполнителям необходимо учитывать это при заключении договоров.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *