Как и зачем проводится трасологическая экспертиза при ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как и зачем проводится трасологическая экспертиза при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:

  • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
  • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
  • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство

  • принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
  • следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
  • найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?

4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП

Примерный список:

  • в каком ряду произошло ДТП?
  • на какой полосе движения произошло ДТП?
  • ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
  • как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?

5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?

  • под каким углом произошло столкновение?
  • какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
  • в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
  • в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?

Для чего назначается?

Причины назначения трасологической экспертизы:

  1. Появление споров со страховой компанией по поводу выплаты компенсации после аварии. Часто страховщики пытаются любыми способами свести к минимуму размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в разрешении данного спора.
  2. Вычисление главного виновника дорожно-транспортного происшествия. Для решения этой ситуации суд назначает проведение независимой экспертизы.

    Например, нельзя обойтись без трасологии в случаях, связанных с перестроением автомобилей, которые ехали попутно. Оба участника аварии могут утверждать, что в их движении не было изменения, а также, что оппонент перестроился, нарушив требование ППД РФ о предоставлении преимущества движения автомобилю, ехавшему прямо. В этом случае трасологи будут определять наличие следов на месте происшествия и зачинщика аварии.

  3. Спор по поводу компенсации – выплаты, которую должен произвести зачинщик аварии пострадавшим сторонам. Часто происходят ситуации, когда пострадавшие утверждают, что при столкновении появились определенные вмятины, когда на самом деле они были уже давно.
  4. Проведение идентификационного сравнения следов происшествия с представленными образцами.

    Например, с поврежденного автомобиля были сняты следы эмали, оставленные транспортным средством, скрывшимся с места аварии. Проводилось расследование этого дела, и, спустя время была найдена машина, с похожим отслоением эмали. Трасологическое экспертное исследование будет сравнивать и выяснять причастность задержанного автомобиля к данной аварии.

Читайте также:  Отдел льгот и пособий семьям с детьми

Таким образом, основной задачей трасологической экспертизы является определение причины аварии. Проверку назначить можно в любой день производства по делу о происшествии, но правильнее будет проводить ее на стадии предварительного расследования. Именно в это время определение виновника аварии будет самым верным и точным.

Проведение при дорожно-транспортном происшествии

Трасологическая экспертиза проводится одним или сразу несколькими экспертами в несколько этапов, каждый из которых необходим для правильного установления и выяснения причин дорожно-транспортного происшествия:

  1. Подготовительный этап. Происходит сбор всей необходимой информации об аварии для того, чтобы иметь представление общей картины и схемы ДТП, а после чего составить заключение.
  2. Ознакомление эксперта с представленными материалами и документами.
  3. Проведение необходимых действий (сбор частиц и материалов, оставленных на месте аварии, фото и видеосъемка, измерение и фиксация следов).
  4. Осмотр самих транспортных средств, участвующих в аварии для правильной оценки повреждения той или иной детали автомобиля.
  5. Объединение всех фактов в единую целую картину. Как правило, в настоящее время это осуществляется с помощью компьютерного моделирования.
  6. Подготовка заключения трасологической экспертизы и составление отчета.
  • идентификация конкретного человека (животного) по следам зубов;
  • получение информации о индивидуальных признаках человека (пол, возраст и др.);
  • реконструирование отдельных обстоятельств событий (количество людей принимавших пищу и др.).

Требования к материалам, направляемым на экспертизу

Сравнительным материалом для проведения экспертизы служат слепки, изготовленные с зубов конкретного лица. Во всех случаях должны быть представлены не менее трех следов надкуса (полученных при сближенных, но несомкнутых челюстях) и трех следов откуса (полученных при сомкнутых челюстях), слепки зубов верхнего и нижнего ряда, следы зубов на предмете, аналогичном объекту экспертизы. Слепки изготавливаются зубным врачом (техником).

Вопросы, решаемые при проведении экспертизы следов зубов человека

  • Не образованы ли следы на объектах или повреждения на теле от воздействия зубов?
  • Зубами животного или человека образованы следы?
  • Каковы особенности строения зубов человека, оставившего следы?
  • Какими зубами (коренными, резцами, клыками) оставлены следы?
  • Оставлены ли следы зубов зубами конкретного человека (животного)?

  • идентификационные;
  • диагностические;
  • классификационные.

Идентификационные – решение вопроса, не оставлен ли представленный след конкретным предметом.

Диагностические – решение вопросов по установлению групповой принадлежности орудий; о механизме, времени образования следов, пригодности их для идентификации, способе действий и профессиональных навыках лиц, свойствах следообразующего объекта.

Классификационные – решение вопроса об отнесении объекта к определенному стандартизированному классу, установление типа орудия по оставленным следам.

Требования к материалам, направляемым на экспертизу

На экспертизу следов орудий взлома и инструментов следует представить предметы или части со следами, орудия и инструменты. При исследовании следов распила и сверления экспертам необходимо направить также опилки или стружки. На частях предметов со следами необходимо сделать надписи, ориентирующие их положение, например: «верх», «низ», «наружная сторона», «внутренняя сторона».

Вопросы, решаемые при проведении экспертизы следов орудий взлома и инструментов

  • Каков механизм образования следов (отжим, сверление, пролом, разруб, распил)?
  • Каким предметом образованы следы?
  • С какой стороны (внутренней или наружной) произведен взлом?
  • Каково было положение орудия, инструмента относительно следовоспринимающей поверхности?
  • Пригодны ли следы, обнаруженные на месте происшествия, для идентификации орудия, их оставившего?
  • Не оставлены ли следы проверяемым предметом?

Автотехническая трасологическая экспертиза – изучение всех остатков и следов происшествия. В ходе нее эксперты внимательно изучают все подробности происшествия, характер повреждений, обстоятельства их получения. Все полученные факты складывают в общую картину и могут сделать обоснованный вывод о том, кто является виновником происшествия.

Данное исследование могут осуществлять только квалифицированные специалисты – эксперты-трасологи (сотрудники частных экспертных учреждений, либо сотрудники отдела полиции, а также привлеченные эксперты со стороны страховщика). Основанием для такой экспертизы являются нормы действующего законодательства. Эксперты достоверно устанавливают всю хронологию событий, воспроизводят всю траекторию движения автомобилей, сроки, временные рамки и перечень всех действий, произведённых водителями, что в целом помогает установить истинную картину происшествия.

Читайте также:  Как оплачивается работа в ночное время?

Суд, на основании результатов экспертизы, принимает решение о том, кто является виновным лицом.

Объектом исследования в данном случае будут являться автомобили, участвующие в аварии, а также оставленные следы и части автомобилей (когда исследование проводится на месте происшествия).

После аварии экспертиза производится следующим образом: специалисты сопоставляют все повреждения, следы происшествия, и факты, тщательно сопоставляют полученную информацию, после чего дают точную оценку результатам исследования.

В некоторых случаях эксперт может использовать метод компьютерного моделирования, чтобы установить обстоятельства ДТП.

К итоговому отчету эксперта обязательно прикрепляют фото схемы, это сделано для того, чтобы понимать какие исходные данные были у эксперта.

Для того чтобы результат исследования был максимально достоверным, все стороны разбирательства должны предоставить эксперту:

  • ходатайство о назначении трасологической экспертизы;
  • протокол об административном правонарушении;
  • схема происшествия;
  • видеозаписи, на которых запечатлён момент аварии;
  • письменные показания всех участников аварии и очевидцев произошедшего;
  • иные важные материалы дела.

Типы судебных экспертиз

Существуют различные классификации исследований. Чаще всего во время судебного разбирательства инициируют проведение таких видов экспертиз:

  • Строительная – помогает рассчитать размер ущерба, который был нанесен недвижимому имуществу пожаром, заливом и другими воздействиями, также оценивает физический износ конструкций, здания либо его инженерных систем при эксплуатации. Позволяет контролировать качество используемых материалов и выполненных работ.
  • Почерковедческая – позволяет установить автора рукописи либо лицо, поставившее подпись. Если представлены тексты большого объёма, то может быть определён возраст, пол и составлен психологический портрет лица, который его написал. Позволяет определить наличие либо отсутствие алкогольного либо наркотического опьянения человека, а также факт намеренного искажения почерка.
  • Автотехническая – служит для определения деталей ДТП (скорости движения и тормозного пути транспортных средств, возможности предотвращения аварии). Позволяет установить, когда возникла опасность для движения, когда потребовались экстренные меры по предотвращению происшествия.
  • Трасологическая – служит для определения механизма столкновения ТС, а также соответствие ему имеющихся повреждений. Благодаря ей можно установить, стало ли повреждение кузова следствием ДТП либо противоправных действий других лиц. Экспертиза позволяет определить, был ли автомобиль статичным либо находился в движении во время столкновения и т.п.
  • Генетическая – позволяет определить отцовство и установить наличие родственных связей между лицами.

Как проводится процедура?

Заказчик обращается в частные организации, специализирующиеся на проведении экспертиз для подачи заявки. Также есть вариант обращения в следственные органы. Сотрудники МВД, ГИБДД обращаются непосредственно в экспертно-криминалистические центры ГУВД, Федерацию Судебных Экспертов.

Далее частное лицо пишет заявление о предоставлении услуги, сотрудники полиции составляют ходатайство.

Организация проводит исследование по утвержденному плану:

  • предварительный осмотр;
  • детальное обследование предоставленных следов;
  • оценочный этап полученных результатов;
  • предварительные выводы, подтверждение их;
  • оформление отчета, фиксация результатов по установленной форме, с использованием фотоотчета.

Сроки предоставления отчета от эксперта зависят от масштабности проблемы. В частности, для определения следов ДТП при участии нескольких авто, понадобится больше времени, также, как и в случае убийства или нападения на нескольких объектов.

Согласно ГПК РФ, обычно устанавливается срок на рассмотрение дела не более 2 месяцев, сюда же входят и сроки проведения исследования. Но, если требуется больше времени для экспертизы, этот срок увеличивают.

Согласно приказу Минюста РФ «Об утверждении методических рекомендаций…», судебному эксперту дается срок в пределах 30 дней для составления отчета, однако и здесь возможно увеличение временных критериев.

Стоимость проведения транспортно-трасологической экспертизы

Транспортно-трасологическая экспертиза

Стоимость в рублях

Транспортно-трасологическая экспертиза

от 25 000 ք

Участие эксперта в судебном заседании по проведенной экспертизе

7 000 ք

Выезд эксперта по г. Москве

2 000 ք

Выезд эксперта по Московской области

3 000 — 5 000 ք

Срок проведения экспертизы — 10 рабочих дней. Возможно ускорение

НА КАКОМ ЭТАПЕ ПРОВОДИТСЯ ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА?

Трасологическая экспертиза при ДТП может выполняться на любом этапе разбирательства. Часто эксперта-трасолога вызывают сразу после столкновения. Это оптимальный вариант при сложных авариях с большим количеством участников. Специалист «по горячим следам» восстанавливает механизм происшествия, устанавливает факт наличия нарушений ПДД, определяет виновников. Если все стороны согласны с экспертным мнением, удается избежать затяжного конфликта и урегулировать все мирным путем.

Но иногда ситуация выходит из-под контроля. В ходе расследования выясняется, что одна из сторон отказывается признавать свою ответственность. Или страховой агент не считает, что ТС получило весь объем повреждений вследствие ДТП и занижает размер компенсации. В таком случае также требуется автотехническая трасологическая экспертиза. Она позволит восстановить истинную картину происшествия и станет необходимым доказательством для страховщиков.

Читайте также:  Развод без согласия одного из супругов

Также к экспертному мнению прибегают уже в ходе судебного процесса. Но мы рекомендуем не затягивать с обращением к специалисту: даже если вы намерены подавать исковое заявление, делать это лучше, имея на руках доказательство своей правоты – акт экспертизы, заверенный подписями и печатями.

На какие вопросы отвечает трасологическая экспертиза

Для ответа на идентификационные вопросы, специалисту потребуется установить, какой объект оставил следы. Для решения диагностических задач трасологического исследования, потребуется разбивка на следующие подзадачи:

  1. Определение пригодности следов и отпечатков для диагностики и идентификации. Ответить на отдельные вопросы не представляется возможным даже с использованием оборудования высокой точности.
  2. Установить период появления следов. Эта задача решается при проведении судебной экспертизы или расследовании ДТП.
  3. Механизм образования следов — они могут появляться в результате термического, химического, механического воздействия.
  4. Определение последовательность появления отпечатков. Если их оставили несколько предметов, то последовательность важна для реконструкции событий.
  5. Оценка технического состояния предмета — выполняется при проведении транспортной экспертизы или механоскопии.
  6. Установление причинно-следственных связей между событиями происшествия.

Проведение трасологической экспертизы

Трасологическое исследование включает несколько этапов:

  1. Подготовительный, в ходе которого собираются материалы и документы.
  2. Ознакомление с имеющейся документацией.
  3. Работа на месте ДТП (фотосъемка, нахождение и замеры следов, поиск оставшихся частиц и материалов). Сразу стоит отметить, что трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии (только по одному фото) не проводится. Все решается комплексно.
  4. Осмотр ТС.
  5. Детальный осмотр частей и агрегатов с частичной разборкой или без.
  6. Воссоздание картины произошедшего (компьютерное моделирование).
  7. Подготовка и передача заказчику заключения.

Судебная трасологическая экспертиза следов

Такой вид экспертизы обычно проводится по решению суда, выносящего определенное постановление. После проведения нашими специалистами экспертизы, они предоставляют суду исчерпывающие данные, ответы и доказательства, которые впоследствии будут использованы в качестве основания для вынесения справедливого судебного приговора по делу. В рамках проведения судебной экспертизы, будут даны ответы на такие вопросы:

  1. Какова была скорость автомобиля в момент происшествия, учитывая протяженность тормозного пути?
  2. В каком положении находились автомобили или пешеходы в момент ДТП?
  3. Какова была траектория всех ТС, участвовавших в серьезном происшествии на дороге?
  4. Кто являлся водителем каждого автомобиля, в момент столкновения или других ситуаций в аварии?

Судебная экспертиза позволяет точно определить характер повреждений и их количество, а все полученные экспертами данные будут переданы суду в качестве детальной и надежной доказательной базы.

Трасологическая экспертиза при ДТП вопросы эксперту

Таким образом, экспертиза может точно определить виновника ДТП и восстановит все детали случившегося.

Кто является объектом трасологической экспертизы? Объекты трасологической экспертизы – это транспортные средства, которые изучаются экспертами на предмет создания ДТП или каким-то действием повлияли на исход ситуации.

Вопросы, решаемые экспертизой Для изучения следов службу могут вызвать во множестве различных ситуаций, все их перечислить весьма затруднительно, но можно выделить основные, встречающиеся на практике, причины:

  1. Пострадавшие заявители могут необоснованно потребовать штраф от возможного виновника, указав на повреждения автомобиля, которые уже были на нем до совершения ДТП. Такой ситуацией очень любят пользоваться мошенники. Определить, действительно ли вмятина, царапина является следствием ДТП или она была еще до ситуации, может транспортно-трасологическая экспертиза.

Стоимость трасологической экспертизы

Услуги по проведению экспертных исследований предоставляются независимыми организациями, поэтому они являются платными. По закону оплата стоимости трасологической экспертизы возлагается на виновника происшествия. Кроме обязательной экспертизы, проводимой следствием, любая сторона или участник происшествия может заказать по собственной инициативе и оплатить проведение экспертной оценки.

Понесённые расходы на проведение экспертизы заказчик может в дальнейшем вернуть, подав судебный иск на виновника ДТП. Заранее определить стоимость трасологической экспертизы невозможно, она вычисляется в конце в зависимости от объёма проведённых работ, затрат на исследования, привлечённых материалов и оборудования. Кроме этого, на стоимость проводимых исследований может влиять срочность их проведения.

Средняя цена услуги на трасологическую экспертизу составляет около 15000 рублей. Но она может быть значительно снижена в зависимости от вида проводимых исследований и типа документального сопровождения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *